|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
КОМПОЗИЦИЯ. С НУЛЯ, ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
Примерный тематический план
Объем курса – 136 часов - 2 года
Композиционное мышление – итог творчества и мышления учащихся.
1. Вводная беседа о композиции. Распределение простейших фигур на плоскости (круг, квадрат, прямоугольник и т.д.), их пластического взаимодействия между собой. Изучение закона Равновесия: «Симметрия» – «Ассиметрия».
Примечание: Можно взять какой-либо силуэт геометрической фигуры, вырезанной из картона или бумаги и составить несколько вариантов расположения силуэта в пространстве листа. Главной задачей будет определение пропорциональных соотношений между пространством и силуэтом, размеров фигур – пространству.
Решение в цвете или тоне.
Бумага, гуашь, акварель. Размер ½ листа.
4 часа
2. Композиция более сложных силуэтов на листе бумаги (фигура человека, дерево, здание и т.д.). «Контраст, «Нюанс». Черно-белое решение.
Бумага, гуашь, тушь. Размер ½ листа.
4 часа
3. Композиция из двух, трех предметов, характеризующих такие понятия, как «ветер», «тишина», «радость» и т.д. Цветовое, пластическое решение.
Упражнение на выявление пластического мотива.
Бумага, акварель, восковые мелки. Размер ½ листа.
8 часов
4. Упражнение для развития художественного видения с использованием равновесия, контраста.
Композиция из двух-трех фигур в интерьере или экстерьере.
В работе над композицией необходимо выполнять наброски и зарисовки с натуры, которые развивают активность воображения, остроту видения, обобщенное решение самого типичного, характерного, отбор главного.
Эскиз небольшого размера, материал в зависимости замысла: однотонное или цветовое решение в гуаши или акварели.
12 часов
5. Понятие ритма. Роль ритма в формировании замысла композиции. Поиски проявления ритмических ситуаций в жизни.
Зрительная ритмика, основанная на смысле изображения, вносит закономерность в композицию, содействует ясности выражения чувств и образных представлений.
Композиция на несложный сюжет по выбору.
Образный замысел и ясность сюжетного действия.
Следует обратить внимание в работе над композицией на пластическую связь, ритмический повтор и созвучие форм.
Бумага, тушь. Размер ¼ листа.
6 часов
6. Композиция на основе проявления цветовых ритмических ситуаций в природе. Эскиз городского пейзажа со стофажем.
Ставится задача на выявление цветового ритма в природе.
Бумага, акварель или гуашь. Размер ¼ листа.
6 часов
7. Основы построения движения в композиции. Наблюдение движения в жизни, «статика», «динамика».
На основе наблюдений, зарисовок с натуры и по памяти выполнить композиционный эскиз.
В работе над композицией следует обратить внимание на построение общего движения в композиции, развитие движения во времени, переход от одного состояния в другое.
Решение в цвете. Материал по выбору. Размер ¼ листа.
12 часов
8. Понятие единства на основе соподчинения и гармонии.
Композиция из одной-двух фигур в интерьере или экстерьере, построенная на несложном сюжете.
Следует обратить внимание на цельность композиции, выявление главного и второстепенного.
Смысловое соподчинение, цветовое соподчинение, роль масштабности и значение пауз. Передача состояния и построения цветом.
Решение в цвете. Материал по выбору. Размер ¼ листа.
12 часов
9. Свет как средство выявления главного в композиции. Построение свето-теневой композиции (на примере жанровой сцены в интерьере).
Современная тема. Понятие светотени и ее законов.
Выявление светом смыслового центра.
Решение в цвете. Материал гуашь или акварель.
Размер ¼ листа.
12 часов
10. Композиция на заданную и свободную тему с использованием различных форматов (прямоугольник, квадрат, круг, овал и т.д.).
Материал и цветовое решение и формат по выбору учащихся.
12 часов
11. Плакат на заданную тему (итоговое задание).
Использование всех приобретенных знаний в композиции («равновесие», «симметрия», и «ассиметрия», «контраст», «нюанс» и т.д.).
Бумага, гуашь, цветовое решение. Формат 70х60
24 часа
12. Копирование фрагментов с произведений русских и зарубежных мастеров изобразительного искусства.
Учащийся самостоятельно выбирает произведение, формат и материал для работы.
12 часов
13. Копирование русской иконы, ее лучших образцов. Изучение левкаса.
Левкас, акварель, темпера. Размер свободный.
12 часов
|
|
|
|