|
|
|
 |
|
|
|
|
|
|
III вариант
Проект учебного плана
Школы-студии народного художника Олега Савостюка для учащихся от 12-16 лет и 17-18 лет
срок обучения 2 года
объем курса 816 часов
/I полугодие – 16 недель/
/II полугодие – 18 недель/

РИСУНОК. С НУЛЯ, ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
Примерный тематический план
Объем курса – 272 часа - 2 года
Рисунок является основой любого истинного произведения искусства, элементом выражения формы и содержания.
1. Вводная беседа о рисунке.
Натюрморт из предметов быта, простейших форм (горшок, крышка, чайник).
Бумага, графитный карандаш. Размер ½ листа.
4 часа
2. Натюрморт из 3-4 гипсовых геометрических тел (Куб, шестигранник, конус, призма).
Линейно-конструктивное построение.
Бумага, графитный карандаш. Размер ½ листа.
8 часов
3. Натюрморт с гипсовым шаром и небольшой предмет с фоном.
Передача взаимного расположения предметов, положение их в пространстве и по отношению к линии горизонта, определение местонахождения собственных и падающих теней. Передача конструкции предметов.
Освещение – верхнее, боковое.
Бумага, графитный карандаш. Размер ½ лист.
4 часа
4. Натюрморт. Объемное представление объектов в пространстве. Рисунок гипсового орнамента растительного характера. В этом задании следует обратить внимание на владение штрихом, характер предмета, умение решить большое пространство фона, не оставляя белых полей.
Решение тональное, верхнее боковое освещение.
Бумага, графитный карандаш. Размер ½ листа.
4 часа
5. Изучение складок тканей, ниспадающих по вертикали и соприкасающимися с плоскостью.
Передача характера складок ткани, их формы.
Определение плоскости стены, на которую повешена ткань. Решение – тональное, со средой.
Бумага, графитный карандаш. Размер ½ листа.
8 часов
6. Рисунок гипсовой капители в ракурсе. Краткие сведения о перспективном построении предметов в пространстве. Капитель ионического или дорического ордера ставится под наклоном, в ракурсе. Рисунок носит кратковременный
характер. Правильное построение капители линейно-конструктивным методом. Умение анализировать сложную форму, согласуя ее с наклонной центральной осью.
Бумага, графитный карандаш. Размер ½ листа.
8 часов
7. Рисунок гипсовой вазы. Вазу можно поставить выше линии горизонта. Передача большой формы с внимательной проработкой, не разрушая целого. Освещение – искусственное, верхнее, боковое. Решение тональное с фоном.
Бумага, графитный карандаш. Размер ½ листа.
8 часов
8. Рисунок гипсовой маски животного (льва). Построение маски линейно-конструктивным методом с введением светотени, подчеркивающей большую форму. Рисунок является переходным этапом к рисованию гипсовой головы
человека. Освещение – верхнее, боковое. Решение конструктивное, легкая светотень.
Бумага, графитный карандаш. Размер ½ листа.
8 часов
9. Гипсовая голова (беседа). Рисунок обрубовочной головы и черепа.
Необходимо провести беседу о строении, пропорциях и методах рисования гипсовой головы.
Беседа о строении головы человека и о ее изображении проводится с показом черепа. Рисунок обрубовочной головы и черепа выполняются на одном листе, в одном ракурсе. Освещение – верхнее, боковое.
Бумага, графит. Карандаш. Размер ½ листа.
24 часа
10. Рисование гипсовых слепков частей лица. (Глаза, нос, губы, ухо).
При рисовании частей лица следует акцентировать внимание учащихся на конструктивно-анатомическом анализе формы. Решение конструктивное с передачей легкой светотени.
Освещение боковое.
Бумага, графитный карандаш. Размер ½ листа.
24 часа
11. Рисунок античной гипсовой головы. Решение большой формы головы с ясно выраженными пропорциями. Увязка частей лица с общей формой головы. Детальная проработка формы.
Освещение боковое.
Бумага, графитный карандаш. Размер ½ листа.
12 часов
12. Рисунок головы человека (конструктивное построение, выражение характера, построение объема, внимательная прорисовка деталей общей формы. Освещение верхнее, боковое.
Бумага, графитный карандаш. Размер ½ листа.
24 часа
13. Рисунок гипсовой фигуры в разных поворотах. (Венера Дискобол, Раб – Микеланджело). Найти движение и пропорции фигуры, решение линейно-
конструктивное, выявление главного.
Бумага, карандаш. Размер ½ листа.
20 часов
14. Рисунок скелета человека. Беседа о строении скелета человека. Решение линейно-конструктивное. Изучение строения, пластики и формы.
Бумага, карандаш. Размер ½ листа.
8 часов
15. Фигура человека (беседа по пластической анатомии, строении человека). Наброски. Фигура человека в движении.
Бумага, карандаш. Размер ½ листа.
4 часа
16. Рисунки частей тела человека (верхние конечности, нижние конечности, торс).
Рисунок верхних конечностей. На одном листе нужно скомпоновать руку натурщика и в том же положении скелет руки, можно использовать гипсовые слепки.
Рисунок скелета грудной клетки с плечами и тазом.
Особое внимание в рисунке обратить на места прикрепления головки плечевой кости и лопатки.
Рисование стопы, голени и коленного сустава.
Рисунок кистей рук. Кисти рук натурщика и кисти рук скелета должны быть нарисованы в одном положении. Решение конструктивное с передачей легкой светотени.
Бумага, карандаш. Размер ½ листа.
24 часа
17. Рисунок одетой мужской фигуры натурщика.
Натурщик становится в простой позе с опорой на одну ногу. Передача движения, пропорций, конструктивно-аналитический анализ формы. Освещение естественное.
Бумага, карандаш. Размер ½ листа.
12 часов
18. Рисунок обнаженной фигуры человека с параллельным изучением анатомии.
Выполняются два рисунка на одном листе бумаги.
Натурщик становится в простой позе с опорой на одну ногу.
Примечание:
а) сначала делается рисунок с фигуры натурщика. При рисовании модели нужно
акцентировать внимание на те места, где кости скелета подходят к кожному покрову и наиболее полно определяют форму;
б) затем рядом делается рисунок фигуры человека с врисованным скелетом.
При выполнении задания учащиеся должны пользоваться скелетом и анатомическими рисунками. Решение конструктивное с передачей легкой светотени. Учащиеся должны изучить, в какой степени взаимосвязь скелета и мышц определяет форму человеческого тела. Освещение верхнее боковое.
Бумага, карандаш. Размер ½ листа.
24 часа
19. Ознакомление и проба материалов по рисунку (уголь, соус, сангина, сухая кисть, перо, фломастер и т.д.). Короткие рисунки обнаженной модели в разных ракурсах и поворотах. Изучение пластики человека.
Бумага, уголь, соус, сангина и т.д. Размер ½ листа.
8 часов
20. Работа над силуэтом. Распределение объекта рисования на месте, соотношение плоскости листа с изображением.
Пластическое решение изображаемого. Фигура человека.
Бумага, акварель, уголь, сангина, тушь и т.д.
Размер ½ листа.
8 часов
21. Рисунки обнаженной модели в разных поворотах и ракурсах. Выполняются кратковременные рисунки фигуры в сильном ракурсе. Модель должна быть или положена в простой позе, или посажена на низкой скамейке на полу. Из-за кратковременности задания не ставится задача детальной проработки частей, но обращается внимание на четкое пространственное построение и связь форм. Освещение естественное.
Бумага, уголь, сангина и т.д. Размер ½ листа.
8 часов
22. Рисунок обнаженной фигуры человека (итоговое задание).
Единство всех элементов рисунка:
композиционное размещение фигуры движение, пропорции, постановка фигуры на плоскости конструктивно-анатомическая связь основных узлов фигуры лепка формы тоном. В последних итоговых заданиях учащиеся показывают все знания и навыки, приобретенные за время учебы.
16 часов
Примечание:
Занятия проходят на фоне демонстрации лучших учебных рисунков учащихся, а также рисунков лучших русских и зарубежных художников. Показываются слайды.
Учащиеся старших курсов изучают обнаженную фигуру человека с параллельным изучением анатомии.
Учащиеся выполняют домашние задания, наброски с животных, рисование цветов, птиц, деревьев, рисунки человека и т.д.
|
|
|
|